Журнал "Итоги" от 29.11.2010. Удастся ли удержать цены на потребительские товары в Москве после введения ограничений на движение грузовиков?

В Москве объявлен курс на тотальную борьбу с пробками. Начать решили с грузового транспорта: c января 2011 года фурам грузоподъемностью более полутора тонн будет запрещено въезжать и передвигаться по МКАД и внутри него с семи часов утра и до десяти вечера.

 
 

В результате такого решения возникнет увеличение издержек у торговых точек. Но мера эта вынужденная и оправданная, так как терпеть и дальше в дневное время грузовики на улицах Москвы невозможно. Весь мир давно уже работает по такой схеме: доставка товаров в магазины осуществляется в ночное время. Тем более что на улицах европейских городов и ночью крупного грузового транспорта вы не увидите. Для этого в пригородах строятся логистические центры. Груз туда доставляется фурами, а дальше в торговые точки его везут небольшие машины. Мы к этому обязательно придем. Так что мера эта вынужденная. К коррекции цен она приведет, однако нельзя говорить об их существенном росте.

 
 

То, что сейчас планируют ввести, должно ударить по карману москвичей. Расходы на транспортную логистику повысятся. Нужно будет искать какие-то варианты доставки товаров. Запрет на въезд грузовиков создаст трудности. Об их масштабах говорить пока сложно, но они точно будут.

 
 

Пока не до конца ясно, каким образом эта проблема будет решаться ритейлерами. Есть два варианта: либо перевозки станут осуществляться легким грузовым транспортом в течение дня, либо придется организовать ночную приемку и разгрузку товара, что не всегда просто. С одной стороны, оба варианта приведут к некоторому удорожанию потребительских товаров, причем влияние этого решения на дорожную ситуацию в дневное время также сложно назвать положительным. С другой стороны, въезд большегрузного автотранспорта в пределы третьего кольца запрещен уже давно, и это не является нерешаемой проблемой для московского бизнеса. Поэтому, несмотря на рост цен, перебоев с потребительскими товарами ждать не стоит. Небольшие торговые точки уже и так снабжаются автотранспортом грузоподъемностью менее 1,5 тонны, а крупные центры перестроят логистические схемы и найдут оптимальные варианты доставки товара. Недовольство двух крупнейших ассоциаций торговых сетей АКОРТ и РАТЭК вполне понятно, но все дополнительные издержки в конечном итоге все равно оплатит покупатель.

 
 

Такое решение невыгодно наиболее крупным торговым сетям, нас предложенные новшества не коснутся. Мы эксплуатируем небольшие грузовики грузоподъемностью до тонны. А вот те, кто использует для подвоза товара крупнотоннажный транспорт, должны будут что-то предпринять. Ночной развоз товаров тоже не решит проблему. Большое количество магазинов находится в жилых домах, где по законодательству запрещена разгрузка товаров в ночное время. Им также придется менять свой автопарк — пересаживать водителей на облегченные модели. Раз издержки вырастут, компании переложат их на розничные цены. Другой вопрос, насколько они вырастут. На мой взгляд, цены увеличатся где-то на пять процентов.

 
 

Цены не повысятся. Затраты на доставку не увеличатся. Кроме того, большинство торговых центров и так предпочитают принимать товар по ночам. Рост цен может произойти разве что по случаю Нового года. Возможно, кто-то воспользуется запретом грузовиков как поводом, но глобальных масштабов это не примет. Такое решение вполне разумно: это начало борьбы с московскими пробками.

 
 

Конечно, у розничных продавцов возникнут дополнительные расходы. Однако запрет, вероятнее всего, станет предлогом для изменения ценников, которым, несомненно, постараются воспользоваться предприимчивые ритейлеры. Но это скорее повод для спекуляций, чем реальный аргумент для повышения цен.

 
 

Считаю, что никакого повышения цен эта мера не вызовет. Если получится грамотно организовать движение грузового транспорта в разрешенное время, то это неплохая идея. Но есть одна проблема: если в ночное время большегрузные автомобили будут разгружаться вблизи жилых домов, то люди просто не смогут спать. При условии, что эту проблему удастся решить, частичный запрет на въезд грузовых автомобилей можно считать вполне здравым решением. Чем меньше грузовиков будет на улицах Москвы в течение дня, тем лучше. Возможно, стоило бы даже продлить запрет до одиннадцати часов вечера, поскольку в десять часов в столице все еще есть транспортные пробки.

 
 

Если раньше завозили одну большую машину, то теперь придется везти продукты пятью маленькими. Это приведет к тому, что нужно будет перестраивать свой автопарк. Потребуется больше водителей, больше экспедиторов, число поездок увеличится. В конечном итоге затраты отразятся на кошельке потребителя. Поможет ли эта мера борьбе с пробками, неизвестно. Может получиться так — и цены повысятся, и пробки останутся.

 
 

Экономическая логика подсказывает, что цены на потребительские товары повысятся. Доставка грузов в Москву малотоннажным транспортом увеличит расходы предприятий-заказчиков. Как следствие, розничные цены могут вырасти в пределах до десяти процентов. Такую предварительную цифру озвучивают ритейлеры. Но кроме повышения цен мы будем иметь еще одно неприятное последствие. Количество транспорта, наоборот, увеличится, поскольку понадобится большее количество машин, призванных заменить большегрузные фуры.

У каждого магазина существует собственный баланс прибыли и убытков, есть также статья «расходы». Если магазин вынужден тратить больше денег, это будет переложено в цену товаров. Главное, чтобы к проблеме подошли дифференцированно. Есть какие-то места, где переход на малотоннажный транспорт обойдется дешевле, где-то дороже. Сделав все по-умному, получим относительно небольшое подорожание в несколько процентов.